Год: 1971
Страна: США, Великобритания
Режиссер: Сэм Пекинпа
Бюджет: $3 251 794
IMDB: 7.6 (27 086)
Kinopoisk: 7.8 (3 189)
Описание:
В главных ролях:
Дастин Хоффман
Сьюзен Джордж
Питер Вон
Т.П. МакКенна
Дел Хенни
Джим Нортон
Дональд Уэбстер
Кен Хатчинсон
Лен Джонс
Сэлли Томсетт
Интересные факты:
- В этом фильме дебютировал Кен Хатчинсон.
- Полный вариант фильма имеет хронометраж 118 минут.
- Название фильма взято авторами из известного изречения древнекитайского философа Лао Цзы: «Небо и Земля не милосердны — люди для них — лишь соломенные псы». Изречение восходит истоками к древней китайской традиции украшать религиозные праздники изображениями собак, выполненных из соломы, которые по окончанию церемонии выбрасывались или сжигались. В настоящее время, в частности в английском языке, термин соломенные псы является эвфемизмом для чего-то ненужного, либо созданного с единственной целью быть уничтоженным.
- На главную мужскую роль пробовались Дональд Сазерленд, Джек Николсон и Сидней Пуатье. На главную женскую — Диана Ригг, Шарлотта Ремплинг и Хелен Миррен. Выбранный на роль Дастин Хоффман вообще-то ненавидит насилие в кино, и как-то признался, что согласился на эту роль только из-за денег.
Награды
_____________________________________________________________________________________________
Оскар
Номинации:1972 Лучший саундтрек к драматическому фильму
_____________________________________________________________________________________________
Рецензия от Сергея Кудрявцева (из книги «3500 кинорецензий»)
Экзистенциальный драматический триллер
Американские критики назвали этот фильм одним из самых противоречивых в 70-е годы. Экзистенциальная притча Сэма Пекинпа, преподнесённая в виде драматического триллера о насилии и том зле, которое вдруг может проявиться в тихом человеке, осуждалась советскими киноведами якобы за биологическую трактовку природы жестокости и излишнюю эстетизацию брутальных сцен. Разгадку названия искали у Лао-цзы («Вселенная не гуманна, она превращает все живые существа в соломенных псов»), вскрывая, так сказать, идеалистические корни философской концепции режиссёра. Ведь он вроде бы настаивал на двойственной сущности человека, который способен сочетать в себе одновременно и доктора Джекила, и мистера Хайда (если вспомнить знаменитую повесть Роберта Луиса Стивенсона, между прочим, написанную под влиянием «Двойника» Фёдора Достоевского). Любопытно и то, что картина «Соломенные псы» была снята американцем Пекинпа в Великобритании в один год с лентой «Заводной апельсин», тоже английской работой американца Стенли Кубрика — его антиутопией всё о той же проблеме насилия в обществе.
Тем не менее, к фильму Сэма Пекинпа не стоит подходить ни с точки зрения верности реальности, ни с позиции целого философского учения. Постановщика интересует, прежде всего, занимательный сюжет, и он обожает эффектную кинематографическую подачу материала. Зрители по-настоящему напряжённо следят за метаморфозой Дэвида Самнера, американца-математика, интеллигента в очках, «робкого, как ягнёнок» (по точному определению одного французского критика), который после изнасилования его жены Эми негодяями из английской деревушки начинает жестоко мстить им за совершённое надругательство. Кстати, эпизод изнасилования — один из наиболее впечатляющих в истории мирового кино по мастерству монтажа, созданию страшного образа психического и физического поругания человека. А не знающая границ месть Дэвида воплощается в целой серии шоковых действий, оборачиваясь «тотальной войной» против всего мира, отныне чуждого и враждебного.
Пекинпа анализирует состояние человека в типичной «пограничной ситуации», когда действительно могут высвободиться спрятанные в подсознании агрессивные инстинкты. Они отнюдь не присущи ему имманентно, изначально, а приобретены в результате существования в обществе, которое само поражено насилием, способствуя явному и скрытому подавлению личности. Как и Кубрик, а годом позже — англичанин Джон Бурмен уже в американской картине «Избавление», режиссёр «Соломенных псов» просто моделирует вполне возможный (да и чего греха таить — действительно случающийся) вариант развития событий. Герой, непосредственно столкнувшись с проявлениями жестокости, теряет всякое терпение и отвечает «противлением злу насилием». И это выглядит как отмщение отнюдь не конкретным лицам, а всей подавляющей системе, тому прессу, который принуждает быть людей «заводными апельсинами» или же «соломенными псами».
Дастин Хофман сыграл в этой ленте одну из своих лучших ролей, потрясающе показав закономерность перемены в Самнере, который в порыве гнева, но с хладным умом всегда расчётливого в своих действиях человека науки решился на отчаянный бунт. Тем более что все его, так сказать, превентивные меры ранее оказались бесполезными для людей с варварским сознанием. Вот и в самом начале фильма Дэвид (между прочим, чем не кроткий библейский Давид, посмевший сразиться в неравном бою с великаном Голиафом?!) требовал справедливого суда, а не слепой расправы, когда вступился за деревенского полудурка Хенри, случайно придушившего местную девушку. Поэтому не случайно, что в финале они оказываются вдвоём в машине на неведомой им дороге в предутреннем тумане — одинокие изгои, перекати-поле, «соломенные псы».
Можно по такому случаю подробнее процитировать 118-ю главу (забавно, что хронометраж полной версии картины Сэма Пекинпа — как раз 118 минут!) из бесед Лао-цзы: «Доброта, сочувствие, гуманность и долг создают короткую и узкую тропу: когда те, кто находится на узкой тропе, выходят в обширную область, они теряются, а когда те, кто находится на короткой тропе, отправляются дальней дорогой, они сбиваются и приходят в замешательство. Тот, кто следует Дао мудрецов, попадая на простор, не теряется, а путешествуя вдаль, не сбивается. Его совершенство состоит в том, чтобы всегда быть пустым и хорошо владеть собой; это называется естественной добродетелью».
Не по американски жосткий фильм. Для себя в нем даже кое какие нотки Балобанова нашел...но конечно далеко до последнего
ОтветитьУдалитьClss - AnunTe67
ОтветитьУдалить