21 апреля 2012 г.

Искупление (2007)


Год: 2007
Страна: Франция, Великобритания
Жанр: драма, мелодрама, детектив, военный
Режиссер: Джо Райт
Бюджет: £20 000 000
Сборы в мире: $128 457 093

IMDB: 7.8 (105 080)
Kinopoisk: 7.9 (24 745)

Описание: 13-летняя Бриони обладает превосходным воображением и пишет пьесы. Она знает, что сын прислуги Робби влюблен в ее старшую сестру Сесилию и та отвечает ему взаимностью. Но когда ее кузина Лола становится жертвой насильника, Бриони уверенно показывает на Робби — ее воображение дорисовывает картину насилия. Робби отправляется в тюрьму, а Сесилия отказывается верить Бриони, рождая страшную вражду между сестрами. Действие фильма начинается в 1935 году и разворачивается на фоне Второй мировой войны.


В главных ролях:
Джеймс МакЭвой  
Кира Найтли  
Сирша Ронан  
Джулия Уэст  
Бренда Блетин  
Харриет Уолтер  
Эйлидх Маккэй
Джуно Темпл  
Феликс Фон Симсон  
Чарли Фон Симсон

Интересные факты: 
  • По сюжету Кира Найтли играет старшую сестру героини Ромолы Гарай, в реальной жизни Гарай почти на три года старше Найтли.
  • Роль Эмили Таллис могла достаться Эмили Уотсон и Кристин Скотт Томас.
  • Эбби Корниш должна была получить роль 18-летней Бриони, но выбыла из проекта из-за занятости в картине «Золотой век» (2007).
  • Изначально режиссёр фильма Джо Райт хотел, чтобы роль повзрослевшей Бриони сыграла Кира Найтли, но ей с самого начала больше пришёлся по душе персонаж Сесилии. К тому же актрисе хотелось окончательно избавиться от приклеившегося к ней образа юной девушки на рубеже взросления и сыграть, наконец, взрослого и сформировавшегося персонажа.
  • Сцены с участием Ромолы Гарай были отсняты всего за 4 дня.
  • Премьера фильма открывала ежегодный Венецианский кинофестиваль. 35-летний Джо Райт стал самым молодым режиссёром за всю историю этого престижнейшего кинофорума, который удостаивался такой чести.
  • Для воссоздания французского Дюнкерка был использован небольшой британский городок Редкар. Местная администрация дала разрешение съёмочной группе на возведение павильона и размещение на берегу обломков разбитого корабля для создания полной аутентичности. Ряд домов вдоль береговой линии был перекрашен, чтобы соответствовать описываемому в фильме периоду, косметические изменения были внесены также во внешний вид кинотеатра и гостиницы. По завершении продлившихся три дня съёмок всё было возвращено в прежнее состояние. Все расходы на возведение съёмочной площадки в Редкаре составили около миллиона британских фунтов.
  • В качестве статистов на роль британских солдат были приглашены жители Редкара, каждый из которых получил за свою работу по 50 британских фунтов.
  • Некоторые сцены, действие в которых происходило на улицах Дюнкерка, были сняты в доках британского портового города Гримсби.
  • Чтобы лучше воссоздать атмосферу Англии военного времени режиссёр Джо Райт потратил немало времени на просмотр многих британских кинолент 40-х годов, среди которых были Ребекка (1940) и «Короткая встреча» (1945). Последняя оказала наиболее заметное влияние на его работу над проектом.
  • Копии фильма доставлялись в кинотеатры под фальшивым названием «Суббота», что является названием следующего после «Искупления», хотя и не связанного с ним, романа Иена МакЮэна.
  • Исполнитель одной из главных ролей в картине Джеймс МакЭвой назвал сценарий «Искупления» лучшим из всех, которые когда-либо попадали ему в руки.
  • Фильм стал одним из первых иностранных фильмов, которые вышли на экраны Китая 22 февраля 2008 года, после нескольких месяцев неофициального запрета на прокат зарубежных кинолент в кинотеатрах КНР.
Награды
_____________________________________________________________________________________________
 
 
Оскар
Победитель:
2008 Лучший саундтрек

Номинации:
2008 Лучший фильм
2008 Лучшая женская роль второго плана (Сирша Ронан)
2008 Лучший адаптированный сценарий
2008 Лучшая работа оператора
2008 Лучшие декорации
2008 Лучшие костюмы
_____________________________________________________________________________________________
 
 
Золотой глобус
Победитель:
2008 Лучший фильм (драма)
2008 Лучший саундтрек

Номинации:
2008 Лучшая мужская роль (драма) (Джеймс МакЭвой)
2008 Лучшая женская роль (драма) (Кира Найтли)
2008 Лучшая женская роль второго плана (Сирша Ронан)
2008 Лучший режиссер (Джо Райт)
2008 Лучший сценарий
____________________________________________________________________________________________
 
 
Британская академия
Победитель:
2008 Лучший фильм
2008 Лучшая работа художника-постановщика

Номинации:
2008 Лучшая мужская роль (Джеймс МакЭвой)
2008 Лучшая женская роль (Кира Найтли)
2008 Лучшая женская роль второго плана (Сирша Ронан)
2008 Лучший режиссер (Джо Райт)
2008 Лучший адаптированный сценарий
2008 Лучшая работа оператора
2008 Лучшие костюмы
2008 Лучший звук
2008 Лучший монтаж
2008 Лучший саундтрек
2008 Лучший британский фильм
2008 Лучший грим/прически
_____________________________________________________________________________________________
 
Европейская киноакадемия
Номинации:
2008 Лучшая мужская роль (Джеймс МакЭвой)
2008 Лучший композитор (Дарио Марианелли)
2008 Приз зрительских симпатий за лучший фильм
_____________________________________________________________________________________________

 
Венецианский кинофестиваль
Номинации:
2007 Золотой лев
_____________________________________________________________________________________________

Саундтрек: http://theost.ru/2007/atonement.html

Рецензия от prankster

Когда я слышу словосочетание голливудская драма, претендующая на Оскар, то в большинстве своем фильмы подразделяются на два сорта: а) слезливое кино о каком-то шизофренике; б) либо нечто заунывное и скучное, заставляющее развивать силу волю, удерживая себя от нажатия на кнопочку «forward». Из этого правила есть исключения, и иногда попадаются интересные и нескучные картины. Но только иногда.

На мое счастье, «Искупление» не подпадает под пункт «а», да и под категорию «б» не подходит. «Искупление» стало фильмом, ощущения от просмотра которого менялись в диаметрально противоположных направлениях. Да что там говорить! На пятнадцатой минуте картины я намеревался закончить просмотр, т. к. кино вогнало меня в невозможно сонное состояние, но на сорок восьмой я бы продал душу дьяволу, чтобы досмотреть фильм до финальных титров.

Кино рассказывает историю трех людей Брайони, её сестры Сесилии (Киры Найтли) и Робби (Джеймс МакЭвой). Всё начинается в 1935 году, когда Брайони тринадцать лет, и она не может понять взаимоотношения Сесилии и Робби. А вместе с непониманием и неприятием приходит ревность и желание отомстить, в результате чего она совершает ужасный поступок, который навсегда изменить судьбы трех главных героев, и за который не хватит целой жизни, чтобы расплатиться.

Джо Райт делит свой фильм на три части: 1935, 1940 и наше время. И если в первой трети фильма всё предельно ясно и прямолинейно, то в последующих пятидесяти минутах режиссер не собирается ничем помогать зрителю, постоянно перемещая действие от одного персонажа к другому, чередуя с нужным количеством флэшбеков. Райт не раз применяет прием показа одной и той же сцены со стороны Брайони и Сесилии. И каждый раз мы видим ключевые сцены фильма с совершенно иной стороны, полностью меняя свое отношение к ним. Райт совершает очень резкие переходы между частями картины, дважды заставая нас врасплох с неминуемым вопросом: «А что же случилось с героями фильма в отсутствующий промежуток?».

«Искупление» — сложное кино, в основе которого лежит простая истина: за свои грехи рано или поздно придется расплатиться. И не важно, сколько тебе лет — тринадцать или тридцать — одно умышленное действие может навсегда уничтожить жизнь других людей. Позднее придет осознание своих поступков, но нанесенный ущерб будет слишком велик, чтобы тебя смогли понять, не говоря уже о том, чтобы простить. На искупление может уйти вся жизнь, но даже спустя несколько десятилетий его можно так и не найти. Красивые истории и хэппи-энды в подавляющем большинстве случаев возможны лишь в кино или книгах, но реальная жизнь слишком беспощадна, непредсказуема и не дает права на фатальные ошибки.

Кино сложное как в художественном, так и техническом плане, а также в соединении двух этих элементов. Джо Райт очень часто полагается на «pure cinema»: персонажи не произносят ни одного слова, и всё подчинено визуальному решению, пробуждающему в нас куда большие эмоции и чувства, чем различные диалоги. В фильме найдется немало красивейших сцен, самой главной из которых станет пятиминутный эпизод эвакуации, снятый одним планом, где камера выхватывает из тысячной толпы иррациональные и дикие сцены, показывая всеобщий хаос и истерию.

Подобные эпизоды выполнены на высочайшем техническом уровне, но порой они мешают картине, где в первую очередь важны эмоции и взаимоотношения персонажей. Но в то же время в фильме есть сцены, где всё отдано на откуп актерам. Многие уже окрестили роль Киры Найтли в «Искуплении», как самую взрослую и серьезную в её карьере. Не знаю.

На мой взгляд, Кира хороша в первой части фильма, где надо улыбаться и привлекать к себе внимание, но когда тон меняется на мрачный и серьезный, то никакого сногсшибательного перформанса с её стороны я не увидел. Да, она составляет красивую экранную пару с Джеймсом МакЭвоем, но проработка их отношений как с актерской, так и сценарной стороны могла быть глубже и полнее. Я нисколько не принижаю работу этих двух актеров, но в картине есть две актрисы, которые своей игрой крадут весь фильм — Сирша Ронан и Ванесса Редгрэйв.

Первая сыграла Брайони в тринадцатилетнем возрасте. В её Брайони есть что-то особенно странное, холодное и жуткое, что нельзя понять или объяснить. Ванесса Редгрэйв — Брайони в старости. Она появляется в фильме всего лишь на восемь минут. Но нё монолог настолько правдив и эмоционален, что нельзя не поверить в полное раскаяние Брайони, осознание своих действий и искупление. Если бы я видел только её монолог, но не видел всего остального фильма, то я бы всё равно поверил в искренность её слов.

«Искупление» вполне может стать фильмом, о концовке которого будут говорить больше всего. Джо Райт за последние восемь минут фильма выливает на ничего неподозревающего зрителя холоднейший душ. Какая история рассказана в «Искуплении», Джо Райта или Брайони Тэллис? И хотя Брайони объяснит, что реально, а что было добавлено для красоты сюжета, восприятие от фильма переворачивается с ног наголову.

Во-первых, выясняется, что весь фильм показан со стороны главного виновника всех событий — Брайони. Где здесь реальность, а где вымысел? Сглажены ли острые углы или нет? Во-вторых, некоторые сцены воспринимаются совершено иначе. Например, сцена, где Брайони приходит в дом Сесилии и Робби просить у них прощения. Изначально для меня она была слишком простой, топорно сыгранной и неестественной. Но финальные восемь минут всё расставили по своим местам. Помните, где возможны хэппи-энды? И нет ничего удивительного, что сцена выделяется из всего фильма. Она и должна выделяться, словно еще одна глава в книге, о которой можно забыть, перевернув страницы. В реальной жизни, к сожалению, такое невозможно.

Даже несмотря на свой финал, пытающийся всё объяснить, в фильме остаются несколько вопросов без ответа, главные из которых: когда раскаялась Брайони, верит ли она в свое искупление? Но, наверное, так и должно быть, потому что после интересной книги или фильма всегда должен быть элемент недосказанности и неразжеванности, чтобы зрители могли задуматься над идеями и проблемами художественного произведения и попытаться самостоятельно найти ответы.

Команда, подарившая нам «Искупление» проделала огромную работу, привнеся в фильм элементы, которые хороши и сами по себе, и в совокупности друг с другом: простой сюжет, который подразумевает сложные взаимоотношения, проблемы и неоднозначный финал; умный сценарий; роскошную операторскую работу; запоминающуюся актерскую игру; эмоциональное звуковое сопровождение и уверенную режиссуру. Хорошее кино, которое с каждой минутой хронометража добавляет к своей оценке всё больше и больше баллов.

Комментариев нет:

Отправить комментарий