25 апреля 2012 г.

Доброе утро, Вьетнам (1987)


Год: 1987
Страна: США
Жанр: драма, комедия, военный
Режиссер: Барри Левинсон
Бюджет: $13 000 000
Сборы в США: $123 922 370

IMDB: 7.2 (44 491)
Kinopoisk: 7.7 (1 984)

Описание: Вьетнам 1965 года — пока еще безмятежный курорт с жарким солнцем, красивыми девушками и привольной службой. Но однажды утром раздался оглушительный взрыв… хохота, когда в эфир армейской радиостанции впервые вышел новый ведущий Эдриан Кронауэр.

Он сразу стал любимцем публики и врагом высокого начальства. И действительно, этот юморист своими шутками и непредсказуемым поведением представляет настоящую угрозу для воинской дисциплины. Но когда в радиоприемниках раздается его знаменитое приветствие «Доброе утро, Вьетнам!», кажется, что в этой солнечной стране никогда не наступит ночь…



В главных ролях:
Робин Уильямс
Форест Уитакер  
Тунг Тхань Чан  
Чинтара Сукапатана  
Бруно Кёрби  
Роберт Вул  
Дж.Т. Уолш  
Ноубл Уиллингэм  
Ричард Эдсон  
Джуни Смит

Награды
_____________________________________________________________________________________________
 
 
Британская академия 
Номинации:
1989 Лучшая мужская роль (Робин Уильямс)
1989 Лучший звук
_____________________________________________________________________________________________
 
 
Оскар
Номинации:
1988 Лучшая мужская роль (Робин Уильямс)
_____________________________________________________________________________________________
 
 
Золотой глобус
Победитель:
1988 Лучшая мужская роль (комедия или мюзикл) (Робин Уильямс)
_____________________________________________________________________________________________

Рецензия от Сергея Кудрявцева (из книги «3500 кинорецензий»)

Военная трагикомедия
 
Эдриан Кронауэр, служащий американских ВВС в Юго-Восточной Азии, прибывает в 1965 году в Сайгон, где делает скандальную карьеру диск-жокея на местной радиостанции, которая транслирует передачи для солдат, оказавшихся среди первых участников войны во Вьетнаме.

Фильм Бэрри Левинсона сочетает трагикомедийные и мелодраматические краски в рассказе о драме человека, разочаровывающегося в порядочности и справедливости действий отдельных соотечественников: ведь они пытаются скрыть от других американских граждан правду о войне, которая пока что не признана постыдной бойней. И ещё Кранауэр теряет собственные иллюзии по поводу возможностей простого человеческого, душевного и доверительного общения со знакомыми и вовсе посторонними вьетнамцами, которые в ситуации идеологического и военного противостояния теперь поголовно принимаются за потенциальных врагов, в лучшем случае — за тех, кому не стоит безгранично верить. А его открытая и жизнерадостная натура, празднично-карнавальная и шутливо-ёрническая стихия бытия как бы изначально вступают в резкое противоречие не только с системой цензурных запретов и армейских порядков, усугублённых состоянием войны с невидимым противником, но и с антигуманной, то есть бесчеловечной идеей вражды между нациями.

«Вьетнамский конфликт» (как поначалу называли вооруженное соперничество двух стран по политическим причинам) остаётся, по сути, за кадром повествования. Обе стороны представлены в судьбах конкретных людей с привлекательными лицами и живыми характерами, которые не имеют злого предубеждения друг против друга. Воюют не отдельные индивидуумы, а целые державы, вынуждающие своих граждан на насильственные столкновения. Граница между миром и войной, стремлением к взаимопониманию и неприятием всего чужого, просто чуждого, некая линия фронта между «своими» и «нашими» пролегает, на самом-то деле, внутри человеческих душ, которые готовы творить добро или зло. А сердечный, любящий жизнь во всех её проявлениях, отзывчивый и в горе, и в радости Эдриан не случайно покидает Вьетнам в период обострения войны на земле Индокитая. Формально он отстраняется от эфира из-за чересчур вольных шуточек, в том числе — в адрес тогдашнего вице-президента Ричарда Никсона, а также за пропаганду рок-н-ролла на армейском радио, главное же — по причине своей смелости, неподчинения цензуре и тупым военачальникам.

Комедийный талант Робина Уильямса, в прошлом — шоу-ведущего на эстраде и телевидении, проявляется с редкостным напором и темпераментом в полуимпровизационных скетчах перед микрофоном (американский критик Леонард Молтин даже высказал предположение, что реальный Кронауэр был не так уж забавен и эпатажен, как исполнитель его роли в кино). Но, пожалуй, впервые в карьере Уильямса с такой силой и убедительностью раскрылось его истинное драматическое дарование. Диск-жокей из Сайгона, который полюбился и американским солдатам, и вьетнамцам с курсов английского языка — это первый из проникновенных, человеколюбивых почти до самоотречения, чуть блаженных в своей надежде на победу добра, упорных в сопротивлении чуждой системе и одновременно незащищённых, ранимых персонажей этого актёра (затем последуют герои лент «Общество умерших поэтов», «Пробуждения», «Хранитель Грааля» / «Король-рыбак»).

Знаменательно, что честная, искренняя, проникнутая сочувствием к людям разной национальности, по-настоящему добрая и очищающая картина Левинсона (кстати, он в качестве сценариста издалека подступался к теме изломанных судеб участников войны во Вьетнаме ещё в фильме «Скрытые пасы»), получила громадный отклик у американской публики. Она вышла по кассовым сборам на четвёртое место в сезоне и попала в число пятидесяти самых успешных кинопроизведений 80-х годов. И, что гораздо важнее, среди лент о Вьетнаме уступила только «Взводу», намного опередив всё-таки самые лучшие в художественном плане «Апокалипсис сегодня» и «Охотник на оленей».

Комментариев нет:

Отправить комментарий