1 января 2012 г.

Схватка (1995)


Год: 1995
Страна: США
Жанр: Триллер, Драма, Криминал
Режиссер: Майкл Манн
Бюджет: $60 000 000
Сборы в мире: $187 436 818

IMDB: 8.3 (190 823)
Kinopoisk: 8.1 (23 866)

Описание: Нил МакКоли — преступник. Один из лучших, если можно так сказать о преступнике, в Лос-Анджелесе, а быть может, и во всей Америке. И работать с ним вместе почитают за честь супер-профессионалы криминального мира. Но против него выступает Винсент Ханна. Детектив. Один из лучших в Лос-Анджелесе, а быть может, и во всей Америке. У Винсента и Нила очень много общего. Вероятно, общего у них даже больше, чем отличий. Однако они все же стоят по разные стороны закона. Две сильнейшие команды сошлись друг против друга. Только речь идет не о спортивном состязании, а о схватке не на жизнь, а на смерть…

                                          

В главных ролях:
Аль Пачино
Роберт Де Ниро  
Вэл Килмер  
Джон Войт  
Том Сайзмор  
Дайан Венора  
Эми Бреннеман
Эшли Джадд  
Майкелти Уильямсон  
Уэс Студи

Интересные факты: 
  • В одном из интервью, посвященных выходу «Крепости» (1983), Майкл Манн заявил, что хотел бы сделать «Схватку» (сценарий которой уже был написан), однако он не был заинтересован в постановке фильма.
  • Для съёмок не было построено ни одной декорации. Весь фильм снимался на натуре в Лос-Анджелесе.
  • Разговор Де Ниро и Пачино снимался в ресторане «Kate Mantilini» на бульваре Уилшир в Беверли Хиллз.
  • Сцена в баре, где впервые встречаются Нил и Иди, практически идентична сцене знакомства главного отрицательного персонажа и его девушки в минисериале «Нарковойны» (1990), продюсером которого был Майкл Манн.
  • Сцена, где Винсент застает свою жену с любовником, забирает телевизор и позднее выбрасывает его из машины, практически идентична сцене с Дэннисом Фариной в сериале «Криминальная история» (1986), продюсером которого был Майкл Манн.
  • В фильме сыграли два актера, ранее исполнившие роли серийных убийц в картинах о Ганнибале Лекторе. Тед Ливайн сыграл детектива Боско в «Схватке» и Буффало Билла в «Молчании ягнят» (1991). Том Нунан сыграл Келсо в «Схватке» и Фрэнсиса Доллархайда в «Охотнике на людей» (1986), режиссером которого был Майкл Манн.
  • В своё время на канале «NBC» была показана порезанная версия фильма. После того как Майкл Манн отрекся от данной версии, «NBC» заверили его, что при следующих показах фильм будет идти в своей театральной версии, однако Манн заявил, что «вы можете делать с фильмом, что захотите, но только измените имя режиссера на Майкла Смити или Алана Манна».
  • В фильме можно найти много схожего с «Вором» (1981) Майкла Манна.
  • Майкл Манн снял данную картину как дань уважения своему другу-полицейскому в Чикаго, который выследил и убил вора по имени Нил МакКоули.
  • Актеры, участвовавшие в сцене ограбления банка, прошли специальный курс тренировок по обращению со стрелковым оружием.
  • В нескольких сценах можно заметить, как лейтенант Ханна проверяет патронник своего пистолета. Это – отличительная черта Ника Стоуна, главного героя нескольких романов Энди МакНаба, присутствующего на съёмках «Схватки» в качестве консультанта. Хотя в действиях лейтенанта Ханны нет ничего удивительного, но такое внимание к мелочам крайне редко встречается в художественных фильмах. Также отход грабителей из банка очень сильно напоминает тактику, описанную в книге МакНаба «Команда «Два-Ноль», по которой был поставлен фильм с одноименным названием в 1999 году.
  • В трейлере фильма МакКоули говорит доктору: «Я удвою худшую проблему, которую ты когда-либо видел». Одна из удаленных сцен объясняет данный момент более подробно: доктор хотел получить $30,000 вместо стандартных $15,000, т.к. Нила и Криса разыскивала полиция. Нил соглашался, но предупреждал доктора, что если Крис умрет, он разыщет его и убьёт.
  • Фраза Винсента «Да потому что у неё офигенная задница!» является импровизацией Аль Пачино. Поэтому удивление Хэнка Азарии в кадре подлинное.
  • Персонаж Кевина Гейджа, Уэнгро, основан на настоящем бандите из Чикаго по имени Уэнгро, который заложил несколько влиятельных чикагских криминальных боссов. По словам Майкла Манна, Уэнгро долго числился пропавшим без вести, но потом его тело было обнаружено в Нью Мексике, прибитое к стене ангара.
  • Изначально Джон Войт отклонил предложение сыграть Нэйта, заявив, что он знает несколько актеров, которые лучше него подойдут на данную роль.
  • Эми Бреннеман очень не понравился сценарий из-за насилия и аморальности. Узнав об этом, Майкл Манн сказал ей, что с таким отношением к персонажам картины она идеально подойдет на роль Иди.
  • Аль Пачино и Роберт Де Ниро были первоначальным выбором Майкла Манна на главные роли.
  • Дэннис Фарина, бывший чикагский полицейский, был одним из консультантов на съёмочной площадке.
  • Актеры проходили подготовку по стрельбе из стрелкового оружия под руководством Энди МакНаба, бывшего сержанта британской специальной воздушно-десантной службы.
  • «Схватка» стала первым фильмом, где в одном кадре находятся вместе Роберт Де Ниро и Аль Пачино. До этого актеры играли в одном и том же фильме – «Крестный отец 2» (1974) – но у них не было совместных сцен.
  • Изначально Кеану Ривз должен был сыграть Криса.
  • Пистолет Винсента - Colt Officer's Model in .45.
  • Пистолет Нила - Sig P220.
  • В одной из сцен фильма Нил говорит о самолете под регистрационным номером N1011S. По информации Федерального авиационного управления США, самолет под таким номером был зарегистрирован в 2000 году.
  • Вэл Килмер одновременно снимался в данном фильме и «Бэтмане навсегда» (1995).
  • В 2005 г. создатели кинокартины выпустили коллекционный DVD с дополнительными сценами, не вошедшими в основное содержание, и двумя авторскими программами «10 after» (репортаж с мест съемки кинофильма, спустя 10 лет) и «True crime story» (история о реальных людях, вдохновивших режиссера на создание «Схватки», а также - эксклюзивные интервью со всеми актерами.
  • Сцена уличной перестрелки (после неудачного ограбления банка) снималась 4 дня, и началась 24 марта - «День матери». Матери и дети, заполонившие летние площадки на одном из центральных бульваров Лос-Анжелеса были удивлены происходящим вокруг, и не сразу поняли, что идут съемки.
  • Актер, исполнивший роль Уэйнгро (изгнанный подельник МакКоули, и по совместительству - серийный маньяк-убийца) отбыл тюремный срок за разведение марихуаны с 2003 по 2005 год.
  • Режиссёрская версия имеет хронометраж 188 минут.

Награды
_____________________________________________________________________________________________



 
Сатурн

Номинации:
1996 Лучший актер второго плана (Вэл Килмер)
1996 Лучший приключенческий фильм или боевик
 _____________________________________________________________________________________________

Саундтрек: http://theost.ru/1995/heat_score.html

Рецензия от d13mon

Когда банда преступников умна, крепка, дерзка
И лучшие в игре служители закона,
Когда торгаш из жертвы превращается в волка,
А на соратниках лежит предательства вина,
Когда не слабнет наконец упорных копов хватка,
Грядёт тогда бескомпромиссная жестокая война,
Исход её решит крутая схватка.


Выдающийся криминальный боевик Майкла Манна вышел аккурат в середине 90-х, предложив зрителям нечто новое, то, чего раньше им видеть не приходилось, а именно крепкий сплав глубины лучших полицейских драм 60—80-х и динамики лучших боевиков 90-х. Хотя сам жанр «умного» боевика существовал и ранее, фильм Манна сразу установил новые стандарты в этом жанре и до сих пор картина стоит особняком словно спортсмен, установивший в своём весе вечный мировой рекорд. «Схватка» представляет собой ленту с беспрецедентной для боевика продолжительностью почти в три часа. Три часа, которые пролетают почти незаметно. Самое главное, Манн смог сделать персонажей своего фильма сложнее, трагичнее и многограннее и это сделало фильм современной классикой.

Уникальный многослойный сценарий «Схватки» был рожден на криминальных улицах и в иммигрантских кварталах Чикаго, где вырос сам режиссер. Основу сценария составило противостояние двух реальных людей — чикагского детектива Чака Адамсона и талантливого преступника Нила МакКоули. Благодаря Манну первочальный сценарий оброс многочисленными ответвлениями и сюжетными нитями, которые в конце концов сплелись в единое целое. В широком смысле это история про людей так называемого «lower-mids» класса, пытающихся заработать на жизнь, пробиться наверх любым путём. Манн перенёс действие в Лос-Анжелес и будучи ещё не так известен, в 1989 году предпринял попытку воплотить свой сценарий в телевизионный фильм, который назывался «L.A. Takedown». По словам режиссера, он использовал примерно 40% сценария в этом телефильме, поэтому «Схватка» по сути может считаться самостоятельной картиной.

«Я делаю то, что умею лучше всего — делаю дела. И ты делаешь то, что умеешь лучше всего — пытаешься остановить парней вроде меня» ©

Номинально «Heat» относится к лентам о вечном противостоянии «закона и порядка» и преступности, но сравнивать работу Манна со средним фильмом этого жанра всё равно что сравнивать суперпрофессионала с любителем. «Схватка» не просто криминальный фильм. «Схватка» — это партия в шахматы на улицах Лос-Анжелеса между двумя гроссмейстерами, где белыми играет детектив убойного отдела, лейтенант Винсент Ханна, а черные фигуры передвигает грабитель-профессионал Нил МакКоули. Но по большому счету грань между черным и белым в картине размыта. Манн специально сохраняет нейтралитет, не отдавая предпочтение ни одной из сторон. Режиссер даже подчеркивает сходство непримиримых противников: оба руководят слаженными командами, оба одинаково честно решают свои профессиональные и личные проблемы, даже думают они одинаково, ведь «чтобы поймать вора, нужно думать как он». Наконец, оба живут по законам своего мира, только мир у них разный. Идея режиссера — показать, как похожие по личным качествам люди вынуждены выступать по разные стороны баррикад, вынуждены друг друга убивать не по своей воле, а потому что жизнь так сложилась и потому что ничего другого они не умеют. В этом весь драматизм и вся сила «Схватки». И исключительно символично выглядит искреннее прощальное рукопожатие полицейского и преступника!

«Хочешь делать дела на улице, не имей привязанностей, не имей ничего, от чего не сможешь отказаться за 30 секунд, если почувствуешь за углом погоню» ©

Сценарий фильма как магнитом притянул именитых актеров, включая двух несравненных лицедеев Аля Пачино и Роберта де Ниро, которые согласились исполнить роли сразу после его прочтения. По количеству известных актеров в одном фильме «Схватку» очень сложно переплюнуть. Особенно впечатляет великолепная пятерка грабителей: «профессор» Нил МакКоули (Роберт де Ниро), «игрок» Крис Шихерлиз (Вэл Килмер), «ловкач» Майкл Черрито (Том Сайзмор), «водила» Трехо (Дэнни Трэхо) и «ковбой» Уэйнгро (Кевин Гейдж)… Харизматичный Роберт де Ниро очень много привнес в свою роль. Он заставил уважать и даже полюбить его номинально отрицательного героя, заставил сопереживать ему, придал ему человечности и трагичности. А в полицейском Винсе Ханне ярко выражен так называемый «стиль Аль Пачино», его эмоциональность, жестикуляция и манера разговаривать. Аль блестяще воплотил образ даже не копа, а охотника, для которого смысл жизни состоял в том, чтобы взять след, выследить зверя-преступника и настигнуть его… Продуманные фразы сценария, промолвленные устами мастеров актерской игры породили ряд незабываемых сцен-диалогов, апогеем которой стал гениальный разговор героев де Ниро и Пачино в кафе.

Вызывает уважение и восхищение исключительная реалистичность «Схватки», достигнутая трудом большого числа профессионалов своего дела. Режиссер уделил очень много времени деталям, ведь только так можно было добиться полной достоверности и правдивости. Свою роль сыграли и советы многочисленных консультантов из числа полицейских и «отсидевших» преступников, и 3-х месячные тренировки актеров на полигоне с применением боевых патронов и реальной тактики боя, и совместные с полицией выезды на реальные места преступлений, и посещение известной тюрьмы Фолсом, и участие в съёмках фильма настоящих экспертов-криминалистов. К тому же фильм вместе с оператором Данте Спинотти предлагает настоящую экскурсию по Лос-Анжелесу, ведь «Схватка» была полностью снята на улицах этого мегаполиса без использования декораций, павильонов и выдуманных локаций.

При всей своей глубине и драматичности, «Схватка» остаётся полноценным боевиком. Помноженные на реалистичность, сцены действия «Схватки» производят неизгладимый эффект. Налёт на инкассаторов и ограбление банка с последующей перестрелкой в центре города стали эталонными для всех последующих за творением Манна криминальных боевиков. Слова, действия преступников, ответная реакция полиции — придраться абсолютно не к чему, так всё реально, грамотно и четко. Для эффекта присутствия в сцене уличного боя с полицией Манн даже оставил оригинальный звук выстрелов, оглушительным эхом разносящийся среди небоскрёбов. Во все сцены экшн «Схватки» веришь без тени сомнения, даже если четверо противостоят тридцати, даже если один остаётся против всех.

Саундтрек «Схватки» создавался композитором Эллиотом Гонденталем во многом путём экспериментов. В итоге мелодии получились авангардными, мрачными, временами депрессивными, но временами мощными. Едва заметная вначале, музыка «Схватки» постепенно начинает заполнять уши и голову зрителя, всё больше погружая в драматическую историю, разворачивающуюся на экране. Саундтрек дополняют динамичные барабанные ритмы и скрипичные трели The Kronos Quartet. И особняком стоят две сильные композиции Moby, идеально подошедшие стилю «Схватки».

Одним словом, «Heat» — это глубина, многогранность и многослойность, это настоящая мощь и эстетическая красота, сведённые воедино. С другой стороны, это неповторимый стиль и высокий уровень. Наконец, «Схватка» — это борьба и чувства, это просто жизнь.

«Это основано на наблюдениях. Это основано на людях, которых я встречал, которых знал, с которыми я разговаривал. С ворами, копами, киллерами — и всех я уважаю. На этом основано содержание фильма» — Майкл Манн.

Комментариев нет:

Отправить комментарий