20 февраля 2012 г.

Крамер против Крамера (1979)


Год: 1979
Страна: США
Жанр: драма
Режиссер: Роберт Бентон
Сборы в США: $106 260 000

IMDB: 7.7 (40 180)
Kinopoisk: 8.1 (11 479)

Описание: Тед Крамер, целиком посвятив себя карьере, не замечает того, что происходит в собственной семье. Поэтому от него уходит жена, оставляя незадачливого отца заботиться о шестилетнем сыне.

Теперь Крамер старший должен выступить в непривычной роли: ему предстоит ухаживать за Крамером младшим, проводить с ним больше времени и, наконец, попытаться проникнуть в хрупкий и ранимый мир ребенка. Но в тот момент, когда отец и сын становятся настоящими друзьями, раскаявшаяся мать возвращается. И она хочет забрать мальчика.



В главных ролях:

Интересные факты:  
  • Знаменитая сцена с мороженным, где Билли упрашивает отца пропустить обед, приступив сразу к десерту, была полностью симпровизированной Дастином Хоффманом и Джастином Генри. Режиссёру картины, Роберту Бентону, так сильно понравилась эта сцена, что он без колебаний решил оставить её в фильме.
  • Первоначально на роль Джоанны Крамер была приглашена Кэйт Джексон, но съёмки в фильме «Ангелы Чарли» помешали ей дать согласие на эту роль.
  • Джейн Фонда отказалась от роли Джоанны Крамер.
  • Дастин Хоффман предложил Джоан Ланден сыграть роль подружки Теда на одну ночь после того, как увидел её в прямом эфире передачи «Новости очевидцев» (WABC). Узнав, что роль предполагала съёмки в обнажённом виде, Ланден отказалась от роли.
  • Джеймс Каан отказался сыграть предложенную ему роль Теда Крамера.
  • Незадолго до съёмок фильма, Дастин Хоффман сам пережил развод. Именно поэтому он привнёс в фильм многие личные аспекты и диалоги. Режиссер Роберт Бентон даже предложил Хоффману стать со-сценаристом, но Дастин отказался.
  • Мэрил Стрип сама написала для себя речь, произносимую её героиней в суде, вопреки советам режиссёра/сценариста картины Роберта Бентона. Она пояснила это тем, что абсолютно не была удовлетворена первоначально написанным вариантом речи.
  • Дастин Хоффман очень много работал с Джастином Генри над каждой сценой. Они долго обсуждали их, до тех пор, пока Генри не начинал чувствовать себя более раскованно и непринуждённо.
  • Роберт Бентон посоветовал оператору Нестору Альмендросу в основу создания видов и цветовой гаммы фильма взять картины Пьеро Делла Франчески. Также работа Дэвида Хекни вдохновляет Альмендроса на создание реалистичного вида, для чего он использует источники света в комнатах и любой доступный свет в экстерьерах.
  • Первая версия фильма была на 43 минуты длиннее окончательной версии, и содержала дополнительные сцены с Джейн Александер, ДжоБет Уильямс и персонажем домовладельца, впоследствии удалённым.
  • Во время начальных титров играет «Концерт для мандолины» Антонио Вивальди.
  • Женщина, которую Хоффман неожиданно целует на вечеринке — Ингебора Соренсен, бывшая Мисс Норвегии, снимавшаяся и для Playboy.
  • Изначально Мэрил Стрип прошла пробы на роль подружки Теда на одну ночь, впоследствии доставшуюся ДжоБет Уильямс. Когда же Кэйт Джексон не согласилась на роль Джоанны (из-за контракта в фильме «Ангелы Чарли»), её предложили сыграть Стрип.
  • Сцена между Хоффманом и Стрип в ресторане была снята на натуре в одном из ресторанов Нью-Йорка. На стене этого ресторана и сейчас висит снимок со съёмок фильма, рядом со столиком, где была снята сцена.
  • Каждый раз, когда Билли (персонаж Джастина Генри) плачет, — это не наигранность, а настоящие слёзы. Перед съёмкой каждой такой сцены, режиссер просил Джастина вспоминать какое-либо печальное событие.
  • Забавные сцены с обнаженной ДжоБет Уильямс были оптически затемнены, чтобы избежать рейтинга R. Тем не менее, «незатемнённая» версия часто транслируется на телевизионных каналах.
Награды
_____________________________________________________________________________________________

 
Британская академия
Номинации:
1981 Лучший фильм
1981 Лучшая мужская роль (Дастин Хоффман)
1981 Лучшая женская роль (Мэрил Стрип)
1981 Лучший режиссер (Роберт Бентон)
1981 Лучший сценарий
1981 Лучший монтаж
_____________________________________________________________________________________________
 
Сезар
Номинации:
1981 Лучший фильм на иностранном языке
_____________________________________________________________________________________________

 
Оскар
Победитель:
1980 Лучший фильм
1980 Лучшая мужская роль (Дастин Хоффман)
1980 Лучшая женская роль второго плана (Мэрил Стрип)
1980 Лучший режиссер (Роберт Бентон)
1980 Лучший адаптированный сценарий

Номинации:
1980 Лучшая мужская роль второго плана (Джастин Генри)
1980 Лучшая женская роль второго плана (Джейн Александр)
1980 Лучшая работа оператора
1980 Лучший монтаж
_____________________________________________________________________________________________

  
Золотой глобус
Победитель:
1980 Лучшая мужская роль (драма) (Дастин Хоффман)
1980 Лучший фильм (драма)
1980 Лучшая женская роль второго плана (Мэрил Стрип)
1980 Лучший сценарий

Номинации:
1980 Лучшая женская роль второго плана (Джейн Александр)
1980 Лучшая мужская роль второго плана (Джастин Генри)
1980 Лучший режиссер (Роберт Бентон)
1980 Мужской прорыв года (Джастин Генри)
_____________________________________________________________________________________________


Рецензия от Останний Зуч

 Фильм, на мой взгляд, очень необычный по целому ряду причин.

Во-первых, чисто формальный момент: для Роберта Бентона эта работа стала единственной, о которой до сих пор говорят и критики, и зрители, имея в виду некие этапные, значимые для своего времени ленты. Остальные, справедливости ради, весьма немногочисленные, режиссёрские работы абсолютно заслуженно были восприняты без интереса. Как сподобился посредственный режиссёр вдруг снять фильм, ставший отдельной страницей, если не мирового, то уж, как минимум, голливудского кинематографа, лично мне непонятно.

Во-вторых, этот фильм по сей день остаётся одним из очень немногих, весьма наглядно демонстрирующим, скажем так, изначальную спорность постулата о том, что любая женщина по определению на несколько порядков лучшая мать, нежели её муж — отец. Стереотип о том, что ребёнку гораздо лучше с плохой матерью, нежели с хорошим отцом, живуч во всём мире, и политкорректная Америка в данном случае, не знаю, к счастью или к сожалению, отнюдь не исключение. Многочисленные нервные отзывы в адрес Мэрил Стрип, исполнительницы роли непутёвой мамаши, оставляемые на различных киносайтах представителями прекрасной половины человечества, на мой взгляд, лишь подтверждают правоту авторов фильма, решивших бросить своеобразный вызов этому стереотипу.

Между тем, и это в-третьих, Стрип сыграла здесь замечательно. Дама, которая хочет быть первой и в семейной, и в общественной жизни, в итоге окончательно запутывается в самой себе и своих желаниях.

Дастин Хоффман, как всегда, мастерски исполняет роль человека, который вдруг, по большому счёту, волею случая, понимает, что счастье отцовства, ощущение того, что ты нужен собственному маленькому ребёнку, нельзя даже близко сравнить с успешной профессиональной карьерой и уважением коллег, которые, кстати, далеко не всегда на поверку оказываются столь уж искренними в своём уважении.

Но больше всего меня тронула игра маленького Джастина Генри. Должен признаться, что недолюбливаю детей-актёров. За очень небольшим исключением, они все какие-то наигранные, неестественные. Но здесь… Прошу правильно понять: для меня одним из главных критериев качества игры актёра, является проявление им крайних эмоций — счастья, ужаса, ликования, горя. Так вот когда я увидел горько плачущего — по-настоящему плачущего! — от предвидения скорого расставания с любимым отцом ребёнка, мне стало просто не по себе. Плакать перед камерой так, чтоб заставить зрителя ощутить комок в горле, способен далеко не каждый взрослый актёр — а тут восьмилетний пацан… Могу заметить, что лично мне известен лишь ещё один подобный прецедент, когда игра маленького ребёнка заставила меня дрогнуть в душе: фильм Дзеффирелли The Champ, вышедший, кстати — ещё одно странное совпадение — в том же 1979 году.

Всё это я к тому, что благодаря замечательной, психологически точной игре актёров банальный, вроде бы, мелодраматический сюжетец удалось поднять до уровня качественного обобщения, чтоб происходит, прямо скажем, очень нечасто.

Вдобавок подчеркну удачно, на мой взгляд, подобранный звукоряд, составленный из работ классиков позднего средневековья Пёрселла и Вивальди.

Комментариев нет:

Отправить комментарий