1 марта 2012 г.

Бойцовая рыбка (1983)


Год: 1983
Страна: США
Жанр: драма
Бюджет: $10 000 000
Сборы в США: $2 494 480

IMDB: 7.1 (14 466)
Kinopoisk: 7.9 (3 575)

Описание: Экранизация новеллы американской писательницы С. Э. Хинтон. История, повествующая о двух братьях, которых давным-давно бросила мать, и они живут с отцом-алкоголиком в провинциальном тихом городке. Старший брат по прозвищу Мотоциклист, завоевавший славу уличного Короля среди молодежи родного города, уезжает из дома на своем мотоцикле в поисках лучшей жизни. Младший, Расти Джеймс, стремится повторить путь брата в преступной среде городка и с нетерпением ждет его возвращения. И однажды Мотоциклист возвращается, но уже совсем другим.


В главных ролях:

Интересные факты:  
  • Тому Крузу предлагали роль Расти Джеймса, но он отказался в пользу фильма «Рискованный бизнес».
  • Автор книги С. Э. Хинтон сыграла в фильме эпизодическую роль проститутки.
Награды
_____________________________________________________________________________________________
 
Золотой глобус
Номинации:
1984 Лучший саундтрек
_____________________________________________________________________________________________

Сан-Себастьян 
Победитель:
1984 Приз международной ассоциации кинокритиков (ФИПРЕССИ)
1984 Приз Международной Католической организации в области кино (OCIC)
_____________________________________________________________________________________________

Рецензия от Macabre

«No leader can survive becoming a legend»

Он вернулся, как король из изгнания, которого не было, как наивная мечта, которой не суждено уже сбыться, как детское воспоминание о прошлом, что уже не вернётся. Мотоциклист. Старший брат. Бродячая идея абсолютной пустоты. А я даже не знаю его имени…

Тот, который мог достичь всего, внезапно отказался от желаний и стремлений. Тот, кто был местным богом и местным королём внезапно уехал. Поездка в Калифорнию. Сколько песен ей посвящено, сколько жадных глаз, умов и сердец отдали бы всё только за то, что бы вдохнуть полной грудью её воздух и ощутить свободу, пьянящую, как вода и лживую, как слова проповедника. Мечты о Калифорнии. Об этой продажной девке, меняющей людей и сводящей с ума. Так просто — садись на мотоцикл и езжай в Калифорнию, к океану. И Он, словно герой другой истории другого времени, мог бы спросить: «Ты никогда не видел моря? На небе только и говорят, что о море». Море — океан, как 90-е и 60-е. Масштабы иные, суть — та же.

Мотоциклист вернулся домой. Все думали — что-то вокруг изменится, но изменился лишь он сам. Ему не нужны подражатели, ему не нужны отношения, все эти оковы, пустые слова. Он — молчаливый созерцатель фильма под названием «жизнь». Он смотрит на неё слегка удивлённым взглядом, улыбается и идёт дальше. С его появлением — рвётся прочная сюжетная нить и возникает что-то другое, поддающееся описанию на уровне чувств и эмоций.

«Зачем ты вернулся?»

Мы уходим, чтобы вернуться и возвращаемся, чтобы уйти опять, и возможно, на этот раз навсегда. У всего есть начало и конец. Нельзя сказать, что мы рождаемся, чтобы умереть или что говорим, чтобы солгать, но на деле так порой и получается. Исход — печальнее начала. Исключения из этого правила крайне редки. И то цветное отражение Расти Джеймса в окне полицейской машины в конце фильма — лишнее доказательство этой безрадостной но справедливой теории.

Мотоциклист вернулся домой. Ему рады. Его ненавидят. Его пытаются понять, но не могут. Он молчит, он плохо слышит и говорят, что он дальтоник. Но путать цвета и видеть мир в монохроме — разные вещи. Ещё говорят, что он сошёл с ума, а сумасшедших не трогают. Это табу. Сумасшествие — это не диагноз, не состояние и не патология. Сумасшествие — это иное видение. Тем, кто уже точно решил, что такое хорошо, а что такое плохо — этого не понять. Ум — не есть добро или зло. Сойти с ума — это и потерять и найти. Для того, кто всегда был другим, кто рождён не в свою эпоху, кто никогда не был ребёнком — это закономерно. Для того, кто видит мир чёрно-белым — это истина.

«Мы похожи?»

А на заднем плане мельтешит мальчонка с амбициями, желаниями, мечтами и то и дело спрашивает: «А когда я вырасту?». И так и хочется крикнуть ему: «Да никогда!». И это не хорошо и не плохо. Это — по-другому. Он не знает мифы и ему не понять. А тот, кто знает — станет ли от этого счастливее?

Чёрно-белый город, чёрно-белые лица. Краски умерли. Безмолвие царит вокруг. И только пёстрые разноцветные Бойцовые рыбки в зоо-магазине безмолвно кричат, что ещё живы, заключённые каждая в своём аквариуме, крошечном мирке, из которого нет выхода. Нельзя поместить в один аквариум сразу несколько рыбок — они уничтожат друг друга, они готовы бороться даже с собственным отражением. Но стоит отпустить их на волю, в океан, они разойдутся с миром, оставив злобу и непонимание в водах своей стеклянной клетки. Кто-то должен это сделать. Кто-то должен отпустить рыбок на волю.

Это не Джармуш. Но если попытаться представить, кто бы мог снять «подобное» подобным образом — я сразу представляю Джима. И даже прекрасно осознавая, что картину снял не он, что рыбок на волю отпустил Френсис Форд Коппола, в голову всё равно закрадываются бесполезные сомнения. Чёрно-белое полотно, герой, отстранённо наблюдающей за жизнью и сама эта жизнь, проходящая фоном, далеко, не здесь. За всей этой мишурой из драк и гулянок можно упустить главное — странную улыбку Мотоциклиста, молодого и чертовски обаятельного Микки Рурка. Иногда — они возвращаются.

***
Он неторопливо шёл по улочкам родного города, сквозь толпу, через года, мысли, крики, смех и память. Тихая задумчивая улыбка не сходила с его лица. Он улыбался так, словно давно познал всю элементарную сложность и непостижимую простоту этой жизни. И он не против поделиться этим с кем-то ещё — да ведь никто же не поймёт.

Кто-то должен вернуть рыбок в океан. Кто-то должен.

Комментариев нет:

Отправить комментарий