24 марта 2012 г.

Останься (2005)


Год: 2005
Страна: США
Жанр: триллер, драма, детектив
Режиссер: Марк Форстер
Бюджет: $50 000 000
Сборы в мире: $6 954 636

IMDB: 6.7 (33 905)
Kinopoisk: 7.5 (8 781)

Описание: Находящийся на грани помешательства студент Генри Лезем рассказывает психиатру Сэму Фостеру о том, что покончит с собой в субботу в полночь. Не желая допустить гибели Генри, Сэм решает сделать все от него зависящее, чтобы избавить парня от навязчивой идеи.

Он отправляется вместе с ним в путешествие по городу, в ходе которого и сам постепенно начинает погружаться в кошмарные иллюзии пациента, вместе с ним балансируя на тонкой грани между жизнью и смертью…



В главных ролях:
Юэн МакГрегор  
Райан Гослинг  
Кейт Бёртон  
Наоми Уоттс  
Элизабет Ризер
Боб Хоскинс  
Джанин Гарофало
Б.Д. Вонг  
Джон Торми
Хосе Рамон Росарио

Интересные факты: 
- Художник Tristan Rêveur, неоднократно упоминаемый в фильме, — выдуманный персонаж.

Саундтрек:
http://theost.ru/2005/stay.html

Рецензия от Macabre

Forgive me

Конец встроен в начало. Простой принцип кольца. Обручального. Оно лежит рядом с ним на мостовой. Если бы он только мог пошевелиться, дотянутся до него, сжать в ослабевшей руке… Он собирался подарить его ей, но всё ждал чего-то. Быть может, сегодня он бы решился, если бы не предательское колесо, чёртово колесо смерти. Скрип тормозов, удар и боль, растворившаяся в вечности и возведённая в абсолют. Пара мгновений — этого достаточно, чтобы оборвать смех, разговор, ниточку жизни. Три ниточки. Или четыре. А потом наступает звенящая пустота и всепоглощающая тишина. Или наоборот. Не важно, теперь всё лишилось всякого смысла. Нигде и никогда. Голоса и образы намертво впечатываются в память и за каких-то пару мгновений в голове выстраивается целый мир. О чём будешь думать ты, перед тем как исчезнет последняя песчинка отмеренного тебе времени? О том, что в этой жизни принесло тебе счастье? О том, что причиняло боль? Или о выдуманном рае для воздушных шаров?

Парнишка Генри с прозрачной фамилией Letham, сквозь буквы которой явно просвечивает имя Hamlet, думал о том, как приставить пистолет к голове и спустить курок. Странно. Страшно. Он по-своему ответил на вопрос: «Быть или не быть». Не быть. Это плата за убийство, которого он не совершал? Или за счастье, которое затерялось где-то на бруклинском мосту в субботу, в полночь? Что бы это ни было, это не то, что вам кажется.

Это вовсе не история о психиатре, который отчаянно пытается предотвратить самоубийство своего пациента, а сам шаг за шагом приближается к черте, за которой начинается бескрайние просторы тишайшего Безумия. Впрочем, допустим на мгновение, что это так. Так — проще. Привычнее. Он — Сэм (Юэн МакГрегор) — носит неоправданно короткие брюки, что, при желании, вполне объяснимо, и имеет небольшую практику по спасению людей с суицидальными наклонностями. Он любит её. Она — Лейла (Наоми Уоттс) — непризнанная художница. Она скрывает узоры на запястьях, что рисовала лезвием, аккуратно, точно, наверняка. Теперь она знает, что в жизни так много прекрасного, а когда-то она настолько ненавидела жизнь, что отправившись в ванную, дабы положить конец всему, взяла с собой два лезвия.

Впрочем, свести счёты с жизнью в Лос-Анджелесе, судя по всему, желает каждый второй. К примеру, коллега Сэма Бет, от которой он получает пациента Генри Лезема (Райан Гослинг), потому как сама она находится в глубочайшей депрессии. Он — Генри — запутавшийся, нервный, одинокий. Через пару дней, в субботу, ему исполнится 21 и ровно в полночь у него запланировано свидание со смертью. В его глазах вся боль этого мира и это не преувеличение Он тушит сигареты о собственную руку, тем самым подготавливая себя к страшным мукам и адскому пламени, тонким почерком выводит на стене сто тысяч раз мольбу «Простите меня» и возвращает зрение одним касанием руки. Он поклонник творчества Тристана Ревьё, наследие которого — пустота, так как перед смертью художник сжёг все свои картины. Впрочем, всё это ложь. Забудьте это. Всё. Кроме выражения глаз Генри Лезема. Пожалуй, они — это самое правдивое в этом путешествии из пункта А в пункт А. Бег на месте.

Психиатр Сэм искренне желает помочь Генри. В течение основного экранного времени он как раз и будет этим заниматься. Говорят, мы пытаемся помочь другим, когда не способны справиться с собственной жизнью. Мечтаем предотвратить чужие ошибки, потому как не в силах исправить свои. Смотреть, как тонут другие — сомнительное удовольствие, и всё же… Когда говорят, что жизнь теряет смысл, мне хочется улыбнуться. В жизни ровно столько смысла, сколько мы вкладываем в это понятие. Если его так мало, что он теряется из-за пустяков — это повод задуматься. А если его достаточно — то он никуда не денется при любых потерях. Разве что, если вы оказались на месте Генри…

«Останься» — это тот случай, когда ты всей душой жаждешь иного финала, нежели тебе приготовили создатели ленты, и, тем не менее, прекрасно осознаешь, что по-другому быть просто не могло. Благо более менее внятное осознание происходящего у большинства зрителей наступает как раз за несколько минут до конца. В последнее время мало фильмов может похвастаться этим. Марк Форстер конечно же не Линч и даже не Келли, однако сравнения «Останься» с «Малхолланд Драйв» и «Донни Дарко», встречаются наиболее часто. Я не буду называть эту ленту откровением, лучшей кинематографической головоломкой с технически идеальной картинкой и редчайшей атмосферой, хотя и такие эпитеты по отношению к фильму вполне имеют место быть. Скорее, это нечто весьма оригинальное, стильное и неоднозначное, а потому недооценённое. Это особый жанр: психоделическое путешествие в сознание одной страдающей души на грани. Одна из лучших монтажных работ, шикарный саундтрек, необыкновенный визуальный ряд и блестяще сыгранный образ Генри — до боли в груди, пронзительный, тонкий. Тот случай, когда форма настолько идеально ложится на содержание, что испытываешь тихий восторг. И если вы настроены на одну волну с лентой — она надолго останется с вами, даже вопреки вполне понятному желанию побыстрее скинуть с себя тот едва заметный покров из тоски и печали, в который она незаметно тебя окутала.

Останься. Если хочешь. Если сможешь. Как бы тяжело не было. Ведь в мире так много красоты, чёрт возьми. Или прости себя. Возьми это кольцо — она согласна. Была бы. Ты ни в чём не виноват. Ты свободен. Ты можешь уйти спокойно и тогда…

…круг замкнётся.


Комментариев нет:

Отправить комментарий