8 марта 2012 г.

Серьёзный человек (2009)


Год: 2009
Страна: США, Франция, Великобритания
Жанр: драма
Бюджет: $7 000 000
Сборы в мире: $30 028 768

IMDB: 7.1 (51 798)
Kinopoisk: 6.9 (8 536)

Описание: Главным героем фильма «Серьёзный человек» является Ларри Гопник, профессор еврейского колледжа на Среднем Западе в 1967 году. Ларри начинает задаваться вопросом о ценности жизни, когда он обнаруживает, что его жена хочет развестись. У него также проблемы с его детьми, ворующими деньги из его кошелька и его братом-бездельником, который поселился у него, потому что у него нет ни денег, ни зрелости для того, чтобы жить своей собственной жизнью.

Ко всему этому добавляются получаемые им враждебные анонимные записки, которые угрожают его работе в школе, студент-выпускник, который хочет любыми способами получить необходимую ему оценку и привлекательная соседка, которая терзает Ларри, принимая обнажённой солнечные ванны. И немного удивляет, почему Ларри стремится решать свои экзистенциальные проблемы, обратившись к священникам, которые, как он надеется, помогут ему стать более строгим и любящим.


В главных ролях:

Интересные факты:  
  • Действие фильма разворачивается в 1967 году. В фильме говорится, что жена Ларри — Джудит Гопник нанимает контору «Такмен Марш». Эту же контору нанимает Сэнди Фаррер в предыдущем фильме братьев Коэн «После прочтения сжечь», действие которого разворачивается в 2008 году.
  • В финальных титрах можно заметить ироничную фразу: «При съемках фильма ни один еврей не пострадал».
Награды
_____________________________________________________________________________________________

 
Оскар 
Номинации:
2010 Лучший фильм
2010 Лучший сценарий
_____________________________________________________________________________________________

 
Золотой глобус
Номинации:
2010 Лучшая мужская роль (комедия или мюзикл) (Майкл Стулбарг)
_____________________________________________________________________________________________

 
Британская академия
Номинации:
2010 Лучший оригинальный сценарий
_____________________________________________________________________________________________


Рецензия от crossbill

«Это нельзя назвать жизнью: это медленное умирание дней.» (с) Стивен Кинг «Жребий»

Фильм начинается с еврейской истории-притчи про диббука.

На самом деле братья эту притчу придумали. Она им понадобилась в качестве ключа-расшифровки для всего остального сюжета. Так сказать, камертончик, задающий направление восприятия.

Вообще, такие фильмы я отношу к разряду кино для любителей пошевелить извилинами и закоулками души. Причем угадывать ничего не надо, все ключи к расшифровке создатели вкладывают в сам фильм, необязательно в начале самой картины, иногда — в конце, или в середине. К фильмам подобного рода я отношу и, к примеру, «Малхолланд Драйв».

Здесь братья выложили подсказку в самом начале. Намек «в лоб». Странно, что многие рецензенты картины не поняли, зачем вся эта история про диббука. Голливудский «порожняк» делает свое тёмное дело, медленно и уверенно отупляя до безобразия.

Сам сюжет таков:

Фильм рассказывает о жизни еврейского преподавателя математики в американском колледже Ларри Гопника в фазе острейшего обострения всех его личных проблем. То есть такое смакование каждой проблемы по отдельности и в произвольном сочетании друг с другом. Жена, которая изменяла с давним знакомым, и теперь хочет развестись, но мало этого — они вдвоем с любовником планомерно вытесняют его из его собственного дома и даже распоряжаются его банковскими счетами. Дети, которые ни в грош не ставят родного отца. Адвокаты, которые только делают вид, что помогают, не забывая выставлять счета. Ученики, которые подкупают, а потом шантажируют. Брат-бездельник со съехавшей крышей. Сосед, который наглым образом перераспределяет в свою пользу территорию между домами.

С точки зрения общества и навязываемых социальных норм поведения Ларри — идеален. Он не совершает ничего предосудительного, незаконного, осуждаемого. Он всячески старается следовать правилам. Чем хуже становится его жизнь, тем отчаяннее Ларри старается понять, где он ошибся в следовании этим нормам и правилам, и тем сильнее, подчеркнуто педантично, с несгибаемым неистовством, он продолжает следовать им. То есть вроде как правильное выполнение общественных условностей должно привести к правильной, спокойной, полной удовлетворения, жизни. А не приводит.

Фильм называется «Серьезный человек». Почему «серьезный»? Отсутствие сформированной личности свойственно людям незрелым. Про таких говорят — несерьезный. Ларри Гопник очень стремиться стать серьезным человеком. Почему же этого не получеется? Потому что в нем полно навязанных извне правил и нет никаких признаков личности. А правила — это не есть жизнь.

А где жизнь Ларри? В чем она заключается? А ни в чем. По крайней мере из фильма становится понятно, что настоящего Ларри мы вряд ли увидим. Надежда теплится, но чем ближе к финалу, тем эта надежда все более эфемерна, зато нарастает чувство тошноты в перемешку с гомерическим подхохатыванием. Все поступки героя напоминают танцы тряпичной куклы под пинки судьбы. Пнули в одну сторону — полетел направо, пнули в другую сторону — полетел налево. В процессе повизгивая, наматывая сопли на кулак и вопрошая «за что?». То, что делает человека человеком, личностью, в поступках Гарри Гопника нет. Вообще. Нет такой личности «Ларри Гопник». Возможно, когда-то была, но не сейчас. Умерла. Ларри не может сфоримировать никакого самостоятельного желания, мнения, зависящего только от него. Ну, хотя бы желания заняться сексом с соседкой, расположенность которой непринужденно перепихнуться «не считает» с ее лица только конченный дебил. То есть вероятность негативного исхода — близка к абсолютному нулю, терять и так нечего, неосознанное желание присутствует. Можно даже ничего не спрашивать, расстегивай ширинку и — вперед. Но вот родить это желание Ларри не способен… даже это!

И получается, Ларри — осовремененный диббук. И делать поэтому с ним можно всё и всем, что кому захочется. В истории-притче, той, что предваряет начало фильма, жена вонзает в Реба Грошковера, диббука, нож. На вопрос мужа, зачем она это сделала, ответила: «Он же диббук, ему ничего не будет». Ничего не случается и с Ларри. Хоть одна неприятность побудила его рявкнуть: «А ну пошли все нахер!!»?. Ну хотя бы заехать в морду любовнику жены на его харизматичное «How are you»? Возможно, это не толерантно, бить по лицу мужчин, когда они спят с твоей законной женой. Возможно, ругаться матом неприлично. Но зато так по-человечески и живо. А Ларри проявляет черты диббука, поэтому чего с ним церемониться — ему заодно предлагают съехать из его собственного дома. Диббуку что, ему ничего не будет. Он уже умер, и поэтому вся его жизнь это тоже медленное умирание дней.

Ирония создателей фильма проявилась еще и в том, что из уст самого Ларри звучит фраза, обращенная к брату-бездельнику (тот устраивает истерику, завидуя!!! жизни брата, мол, у меня вообще ничего нет, в чем же я провинился перед Богом!!!???), и которая в полной мере применима к жизни самого главного героя:

- Иногда Бог ни в чем не виноват. Кое-что надо делать самому.

Комментариев нет:

Отправить комментарий