11 марта 2012 г.

Рыбка Поньо на утесе (2008)


Год: 2008
Страна: Япония
Жанр: аниме, мультфильм, приключения, семейный
Режиссер: Хаяо Миядзаки
Бюджет: ¥3 400 000 000
Сборы в мире: $198 958 456

IMDB: 7.7 (29 574)
Kinopoisk: 7.8 (6 835)

Описание:
Маленькая любопытная рыбка Поньо — дочь колдуна и прекрасной морской богини уплывает из дома, чтобы понаблюдать за жизнью людей. Поньо застревает в банке и оказывается выброшенной на берег. Ее подбирает пятилетний Сооскэ. Малыши привязываются друг к другу. И теперь у Поньо только одно желание — стать человеком!


В главных ролях:
Томоко Ямагучи  
Казушиге Нагашима
Юки Амами  
Джоджи Токоро  
Юриа Нара  
Хироки Дои  
Руми Хираги  
Акико Яно  
Казуко Йошиюки  
Томоко Нараока

Интересные факты: 
  • Хаяо Миядзаки собственноручно нарисовал часть кадров «Поньо». Всего же было создано 170000 отдельных картинок.
  • Название корабля отца Соске, «Коганэймару», происходит от местечка Коганэй, в котором расположена студия «Гибли». Отсюда пошёл еще один слух, что этот фильм — своеобразное извинение перед сыном отца, пропадавшего на своей студии, вдали от семьи.
Награды
_____________________________________________________________________________________________

 
Азиатская киноакадемия
Победитель:
2009 Лучший композитор (Джо Хисаиси)

Номинации:
2009 Лучший фильм
2009 Лучший режиссер (Хаяо Миядзаки)
_____________________________________________________________________________________________
 
 
Венецианский кинофестиваль
Победитель:
2008 Приз «Future Film Festival Digital Award» - особое упоминание
2008 Приз фонда имени Миммо Ротелла

Номинации:
2008 Золотой лев
_____________________________________________________________________________________________


Рецензия от Луpдес

Когда акварель оживает

«Это мой ответ горестям и нестабильностям нашего времени…»

Хаяо Миядзаки


«Рыбка Поньо на утесе» — это неторопливый, вдумчивый, простой (и настолько же мудрый) рассказ о том, что добро важно и нужно людям, что необходимо верить другому и уметь отвечать за свои поступки. На примере дружбы рыбки и мальчика режиссер Хаяо Миядзаки говорит, что не важно, кто ты и каково твое обличье, главное — это то, что у тебя в сердце. С помощью незамысловатой истории и красочных образов нам преподают уроки мужества, искренности, честности, ответственности и любви. В «Рыбке Поньо» нет насилия, крови, ненависти к другому, что так часто встречается в современных сказках.

Знаете, чем поистине уникальны творения Миядзаки? Он обладает талантом показывать в них лучшие качества людей, будь то человечность, честность, порядочность, не прибегая к каким-то особо надуманным драмам, в которых герои могли бы их раскрыть. Мир Миядзаки полон гармонии с собой, и Мастер не устает повторять, что лучшее изначально заложено в человеке.

Миядзаки любят как в России, так и за рубежом. Не одно поколение зрителей выросло на его удивительных лентах «Ведьмина служба доставки», «Навсикая из долины ветров», «Мой сосед Тоторо», «Принцесса Мононо-ке», «Унесенные призраками», «Ходячий замок»… Его ленты были неоднократно отмечены высшими европейскими и американскими наградами в сфере киноискусства, положительно отмечены критиками и обласканы простыми зрителями. Режиссер, художник, продюсер Хаяо Миядзаки является одним из самых ярких деятелей своего поколения. Так же, как и прочие, данная работа сделана на японской киностудии «Gibli». Она была отмечена призами Венецианского кинофестиваля и несколькими значимыми наградами у себя на родине.

На сегодняшний день это последний фильм японского режиссера, и не зря говорят, что Мастер оставил в нем свое духовное завещание всем живущим на земле, связав душевное ощущение героев с видением ими окружающего мира, взаимодействием с силами природы. К слову, природа — одно из действующих лиц (зачастую — ключевой персонаж) любого фильма Хаяо Миядзаки. Она мудра, красива и добра, а потому поддерживает всех положительных героев, дружит с детьми и помогает взрослым. Она может быть опасна или простодушна, но всегда — справедлива.

Поскольку «Поньо» лента сугубо «морская» (хотя земные пейзажи в ней не менее великолепны, но две трети повествования все же о море), стихию воды, океана в ней олицетворяет мама Поньо — прекрасная морская богиня. Ее муж, отец главной героини, также является могущественным морским повелителем, и все-таки Миядзаки с лукавой усмешкой сообщает нам, что когда-то тот был человеком, а значит к концу фильма зритель убедится: по могуществу, выдержке и мудрости этот герой уступает исконно природным силам.

Еще одна отличительная черта — переплетение сюжета с легендами и сказаниями Страны восходящего солнца. Казалось бы, прочим нациям невозможно все это понять и правильно оценить, тем более для европейца или американца далекая Япония видится таинственным обособленным миром, полным своих секретов, не спешащих открываться жителям иных стран. Как же возможно сохранить неповторимость традиций и быть понятным (и принятым) в других уголках мира?

Миядзаки не делает ставку на экзотичность, не ставит во главу угла зрелищные спецэффекты. Он не угождает, не просит, не лицемерит, подстраиваясь под те или иные обстоятельства зрительских и профессиональных ожиданий. Он действительно снимает кино. Снимает настолько искренне, что стираются барьеры между различными обычаями и традициями, и вот уже всем понятно, что было важно показать в той или иной сцене, настолько честно, что во многих его героях мы узнаем себя, настолько поглощенно своим занятием, что невольно сопереживаешь каждому штриху его работы. Причем, каждый фильм Миядзаки немного личный. Например, в «Рыбке Поньо» на примере родителей Сооске режиссер напомнил о ценности семьи. Сам Сооске является прототипом сына режиссера Горо, когда тот был в пятилетнем возрасте, а образ старушки Тори посвящен матери Миядзаки. Не зря даже те люди, которые не могут запомнить ни одной японской фамилии, которые не в восторге от аниме или попросту далеки от мира кино, при упоминании Хаяо Миядзаки невольно улыбаются и говорят, что он снял тот или иной их любимый фильм, ведь во всем этом столько неподдельной душевности.

Многие называют «Рыбку Поньо на утесе» наиболее детским мультфильмом среди тех, которые когда-либо создавал Миядзаки. Это и так, и нет. Главному герою данной ленты пять лет. Пожалуй, начиная с этого возраста, детишки могут смотреть «Поньо» без опасений родителей, будто те что-либо не поймут. СМИ пестрят забавным эпизодом, рассказанным самим режиссером в одном из интервью: пятилетняя японская девочка, смотревшая фильм вместе с родными, после просмотра побежала к своей бабушке со словами: «Я только что смотрела мультик, который сделал другой малыш!». Пожалуй, лучшей похвалы ленте не придумать.

Что касается взрослой аудитории фильма, то, конечно, найдутся такие (их обязательно окажется меньшинство), кто станет жаловаться на неспешность действия, отсутствие резких сцен, экшна, страшных моментов, технологичности, трехмерности… Все это действительно так, и если вы ждете от «Поньо» лишь этого, скорее всего, лента оправдает не все ваши ожидания, потому что «Поньо» — это немного возвращение в детство. Миядзаки снова продемонстрировал талант непринужденно сочетать взрослые и детские темы так, чтобы смотреть было интересно, приятно, поучительно и тем, и другим. Пожалуй, правы те, кто говорит, что ленты Миядзаки и советские мультфильмы схожи в своей душевности и одинаково дороги зрителям любых возрастов.

Одной из самых ярких отличительных черт ленты является чарующая атмосфера, сотканная из невероятно красивых пейзажей где-то на грани яви и волшебного полусна. Любое красочное описание захватывает дух, поражает насыщенностью цветов и оттенков, изобилием форм, полетом фантазии авторов. Картинки удивительны: морское дно играет светом, обитатели подводных глубин, махая плавниками, неторопливо проплывают над затопленными селами, а в небе висит огромная луна…

Миядзаки запретил аниматорам пользоваться компьютерной графикой и велел вручную рисовать всю картину с использованием техник пастели и акварели. В работе было задействовано более 70 сотрудников студии «Gibli». Характерно, что Миядзаки принимал участие в процессе, многое рисуя сам. Работа над визуальным рядом «Рыбки Поньо» стала одной из самых трудоемких за всю карьеру режиссера. Аниматоры говорят, особенно ему нравилось заниматься морскими пейзажами. Вы понимаете, какая это ответственная и трудоемкая работа. Например, чтобы смонтировать первые 12 секунд фильма, где идет речь о подводном мире, понадобилось нарисовать 1613 концептуальных скетчей. Для всей ленты было создано более 160 тысяч рисунков. В итоге очарование восточной анимации никого не оставит равнодушным. Помимо красочности, стоит отметить совершенно естественные и реалистичные мимику и жесты героев. Художник, завладевший вниманием зрителя, на протяжении всего фильма ни разу не обманывает его доверие, с одинаковым умением жонглируя сказочностью и реалистичностью.

А как вы думаете, где начинается волшебство?

Комментариев нет:

Отправить комментарий