2 марта 2012 г.

Рыбка по имени Ванда (1988)


Год: 1988
Страна: США, Великобритания
Жанр: комедия, криминал
Бюджет: $7 500 000
Сборы в мире: $189 593 712

IMDB: 7.7 (62 768)
Kinopoisk: 7.6 (1 919)

Описание: После ограбления, заполучив бриллиантов на 20 миллионов долларов, компания преступников раскалывается. Не в жаргонном смысле слова, а в прямом: Джордж Томасон попадает за решетку, а его подельники — Ванда, Кен и Отто — остаются на свободе. Ванда, действуя заодно со своим тайным любовником Отто, сама же и подставляет своего «явного» любовника Джорджа.

Но тот до приезда полиции успевает перепрятать бриллианты. И теперь единственный шанс Ванды и Отто узнать, где драгоценности, — это адвокат Арчи Лич, с которым Джордж может поделиться важной информацией. Ванда приступает к обольщению Арчи Лича…



В главных ролях:

Награды
_____________________________________________________________________________________________

 
Оскар
Победитель:
1989 Лучшая мужская роль второго плана (Кевин Клайн)

Номинации:
1989 Лучший режиссер (Чарльз Крайтон)
1989 Лучший оригинальный сценарий
_____________________________________________________________________________________________

 
Золотой глобус
Номинации:
1989 Лучший фильм (комедия или мюзикл)
1989 Лучшая мужская роль (комедия или мюзикл) (Джон Клиз)
1989 Лучшая женская роль (комедия или мюзикл) (Джейми Ли Кёртис)
_____________________________________________________________________________________________

 
Британская академия

Победитель:
1989 Лучшая мужская роль (Джон Клиз)
1989 Лучшая мужская роль второго плана (Майкл Пэлин)

Номинации:
1989 Лучший фильм
1989 Лучшая мужская роль (Кевин Клайн)
1989 Лучшая женская роль (Джейми Ли Кёртис)
1989 Лучшая женская роль второго плана (Мария Аиткен)
1989 Лучший режиссер (Чарльз Крайтон)
1989 Лучший оригинальный сценарий
1989 Лучший монтаж
_____________________________________________________________________________________________

Рецензия от Боба

- Обезъяны не читают философию!
- Почему же, читают. Только они ее не понимают.


Уже в конце 70-х каждый из шестерки легендарных комиков труппы «Монти Пайтон» откровенно тяготел к более значимым самостоятельным работам — удел любого коллектива, где собираются люди одинаково сильного таланта и одинаково прославленные.«Битлы юмора» постепенно стали расходиться, и, хотя официально о прекращении деятельности группы заявлено не было, единым составом она на экране больше не появлялась. Каждый занялся своими делами, но ни один монтипайтоновец не забыл друзей, и всегда искал случая помочь карьере другого и поработать со старыми, проверенными партнерами.

Джон Клиз — нескладный верзила с квадратной челюстью, безупречным выговором и надменным взглядом — потрясающий актер и талантливый сценарист, сделал, пожалуй, самую успешную карьеру из всех членов труппы, если не считать американца Терри Гиллиама, ставшего одним из лидеров американского независимого кино. Клиз по-своему продолжил дело труппы, активно продвигая ее фирменный юмор и абсурдистский стиль в большое кино.

В конце 80-х Клиз занялся крупным проектом, который стал разрабатывать вместе с пожилым английским режиссером Чарльзом Крайтоном. Клиз рассказал Крайтону, о чем он хотел бы снять фильм, тот быстро набросал забавный рассказик, отталкиваясь от которого, Клиз начал писать уже полноценный сценарий, который и превратил в разгул буйной фантазии постаревшего, но верного своему флагу «монтипайтоновца». И, хотя в фильме играют только 2 бывших члена труппы, когда его смотришь, с благодарностью вспоминаешь шедевры великой шестерки, над которыми ухохатываешься при каждом просмотре.

Не оставил Клиз и мечты покорить американский рынок, который значил при удачном исходе не только солидные денежные прибавления, но и возможность в будущем снимать много новых собственных фильмов и, конечно, огромную новую аудиторию. Ведь фильмы «Монти Пайтон» были не шибко удачны в прокате США, поэтому заручиться на этот раз поддержкой американцев было необходимо. Для этого Клиз сотоварищи позволили запустить руки в проект киностудии МГМ. Благодаря которой в проекте оказались американские кинозвезды: экстрэш-королева Джэми Ли Кёртис и очаровательный Кевин Клайн.

Студия осторожничала: фильм вышел в американский прокат сперва всего на 3-х экранах. Однако первые же рецензии критиков были восторженными, а первые же прокатные дни принесли столь внушительную сумму, что фильму был немедленно дан масштабный прокатный старт. Америка была сражена. Ни один английский фильм до тех пор не прокатывался в Штатах так хорошо, ни один не вызывал такой бури восторга. Кроме того, он обзавелся целым шлейфом наград и номинаций. В частности, Кевин Клайн унес с церемонии Оскара статуэтку за роль второго плана, а Клиз и Пэлин поставили на полки каждый по премии Британской Киноакадемии за лучшую мужскую роль и лучшую мужскую роль второго плана соответственно. И через некоторое время лента заняла по праву ей полагающееся место в разных опросах и списках среди лучших комедий мира.

Феноменальный успех «Рыбки по имени Ванда» — случай единичный. Сам Клиз сколько ни старался повторить его, в частности, в весьма похожей комедии «Свирепые создания», так и не смог. К сожалению, восторг американцев быстро обернулся прежним непониманием, режиссеры так и не поняли, что делать с этим характерным актером и куда его девать. Последующие сольные проекты Клиза проталкивались с большим скрипом, и гениальный комик так и остался в США «смешным британцем на экспорт», веселящим публику своими кратковременными появлениями в многочисленных американских комедиях, многие из которых и в подметки не годятся его главному шедевру.

А это — действительно шедевр. Практически без недостатков. Во-первых, это по-настоящему смешная комедия, ностальгирующая по старому доброму монти-пайтоновскому юмору с их абсурдными ситуациями, эксцентричными героями, вкусной безвкусицей и стилем «наплевать на стиль», динамикой, многочисленными издевками, отличными диалогами и забавными некорректными провокациями. Джон Клиз не постеснялся подвергнуть сатирическому осмеянию как американцев — твердолобых, туповатых и хамоватых, так и своих соотечественников — зажатых, закомплексованных, чванливых. Клиз безжалостен к своим героям, но за этой безжалостностью скрывается не только насмешка, но и искреннее сочувствие. Он показывает присущие героям человеческие слабости, которые способны вызвать вполне определенную симпатию. Вот почему его герой — типичный английский поц — на проверку оказывается романтиком, не чуждым настоящих страстей и приключений, и становится неожиданно симпатичным. А усиленно штудирующий Ницше безмозглый Отто в гениальном исполнении Кевина Клайна в какой-то момент становится не просто американским тупарем, а застенчивым бравирующим лузером, стесняющимся узости своего мышления. Вот почему зритель искренне радуется неожиданному исцелению заики Кена и переживает за него, когда зверский Отто пожирает у бедняги любимых аквариумных рыбок.

Просто Клиз писал сценарий без оглядки на правила хорошего тона, просто блестяще выписал каждый характер, а замечательные актеры идеально подошли своим ролям. Царствует здесь Джэми Ли Кёртис, которая хотя и сыграла очередную вариацию своей роли из «Поменяться местами», но сделала это гениально. Ее героиня — это и редкостная стерва, и умница, и авантюристка, и шлюха, и мозг операции, и, в первую очередь — во всем блестящая актриса, меняющая маски, как мужиков. Кроме того, она здесь на редкость привлекательна и сексуальна, пожалуй, так привлекательна она не была со времен той самой «Поменяться местами».

Диалоги фильма искрят остроумием, особенно те, где английское противостоит американскому. В фильме множество запоминающихся сцен и уморительных словесных пикировок, которые можно цитировать. Есть место и сардоническому черному юмору, здесь не гнушаются убивать старушек и их мерзких собачонок, и так, что за убийцу радуешься, как ребенок, что для Америки с их ханжеской моралью и кучей всяких правозащитных организаций просто преступление! Заметьте, у этой симпатичной комедии рейтинг R!

Однако, это не сыграло ощутимой роли. Хорошее кино пробьется к своему зрителю через всякие рейтинги! Удивительно, но «Рыбка по имени Ванда» до сих пор остается самым доходным британским фильмом в Америке, даже такие сверхуспешные ленты, как «4 свадьбы и похороны», «Бин» и «Реальная любовь» в Америке прошли гораздо скромнее. Этот блестящий фильм должен быть на полке любого ценителя хорошей комедии. Думаю, когда больше 20 лет зрители всего мира не перестают смеяться и любить эту комедию, а потом вздыхают и говорят, что таких, увы, больше не делают…наверное, это и есть непобедимая сила искусства, что вне наций и вне рейтингов. А Клиз фактически реализовал американскую мечту — из актеров перешел в режиссеры, помог красиво завершить карьеру престарелому Крайтону, снял дебютную американскую ленту, которая мгновенно стала событием, и в красивом балетном па перепрыгнул куда более профессиональных и расчетливых американских коллег.

Комментариев нет:

Отправить комментарий